00:21 

имбирный кот
книжный червяк
Вот и подошло то время, когда мне приходится учить Руслана реагировать на хамство. При этом мне приходится очень быстро соображать и очень хорошо держать на привязи собственный язык.

Вот представьте себе ситуацию. И я, кстати, с большим интересом выслушаю, что бы сделали вы (или уже сделали, или что сделали ваши родители в сходной ситуации).

Короче говоря, мы с Русланом одни на площадке: он придумал себе какую-то прикольную игру в посылки - сидит в снежной куче, отламывает из нее куски, спускает вниз, комментирует, что это за посылки. Появляется мальчик. Я не очень хорошо определяю возраст чужих детей. Но мальчик был явно старше. В общем, Руслану 3, а мальчику лет 5. Пришел, познакомился, предложил дружить. Руслан обрадовался. Этот мальчик Матвей предложил играть в Ниндзяго - вообще это такой мультик по серии конструкторов Лего, мы с Русланом немного в теме - как-то посмотрели серию, но не зашло, зато он любит ниндзя по каталогам Лего. В общем, они решили играть, мальчик стал диктовать правила: не рассказывать, а именно диктовать.
- Я такой-то, ты такой-то. У меня меч, у тебя нунчаки.
- ...
Я замечаю:
- Руслан пока не знает, что такое нунчаки.
- Ну, это такие палки с цепями, - объясняет мальчик. - это драться чтобы. Ладно, пусть у тебя тоже будет меч.
- У меня щит и меч, - добавляет Руслан.
- Нет, у тебя только меч.
- Нет, щит и меч.
- Нет, только меч. Мы же не рыцари.
- Нет, щит и меч.
(Я не вмешиваюсь, пусть сам разруливает, а я пронаблюдаю: прогнётся, будет настаивать на своём или найдет компромисс)
- Тогда я с тобой не играю.

А дальше начинается вот что. Руслан предлагает разные другие игры. Мальчик говорит: я с тобой не играю. Так как на площадке они одни, Руслан начинает за ним ходить и предлагать, мальчик отвергает его и наслаждается (я не преувеличиваю, было видно, что ему это нравится) ситуацией, которой сам управляет. Я пытаюсь вывести Руслана из этой ситуации: предлагаю ему самому придумать классную игру и начать играть, а мальчик тогда никуда не денется и сам в конце концов придет. Но Руслан придумывает игру и бежит его звать, не понимает пока этих хитрых махинаций.

Чем больше предлагает Руслан - тем хуже ведёт себя мальчик. Сначала называет Руслана "приставучим", потом говорит "отстань" (на этом месте я уже в который раз тихонько предлагаю не играть с мальчиком, раз он не хочет играть с Русланом). Мальчик гуляет с бабушкой, бабушка вроде бы делает пару замечаний мальчику, но без особого энтузиазма. Наконец, мальчик говорит: "Отвали от меня".

На этом месте у меня два варианта: спустить и на тормозах (ну подумаешь "отвали", это же не матом) или спустить язык с привязи и сказать то, что я в этом случае говорила, когда мне было лет пятнадцать: "Слышь ты, я тебе сейчас как отвалю полный карман".

Но если я проигнорирую "отвали", дальше будет только хуже. Даже если я уведу оттуда Руслана, он это "отвали" однажды выдаст мне. Если я скажу то, что думаю, фразу про полный карман я опять же однажды услышу от сына.

Я придала этому большое значение, потому что сегодня первый раз, когда он сталкивается с хамством осознанно. И от того, какой сценарий мы с ним выберем сейчас, зависит то, как он будет реагировать дальше в аналогичной ситуации. С одной стороны он сам виноват, не надо было ходить за мальчиком, который его отшил, но с другой - если бы он сам вел так себя по отношению к младшему, я бы вмешалась (и, кстати, вмешивалась в других ситуациях с другими детьми, я пресекаю попытки сына вести себя по-мудацки). Для тех, кому это кажется ерундой, я поясню: маленькие дети добрее нас, и они должны оставаться добрыми ещё какое-то время, они живут в своём невинном мире, во взрослый ещё успеют. И если пятилетний ребенок говорит "отвали", это значит его родители говорят ему "отвали", и это ненормально.

Я сделала вот что. Я повернулась спиной к мальчику и его бабушке (которая, кстати, не отреагировала никак на "отвали") и сказала Руслану достаточно громко:
- На слове "отвали" все заканчивается с этим мальчиком. После этого мы с ним не общаемся. Не позволяй в свой адрес хамства. Если кто-то тебе хамит, говори, что не будешь терпеть хамства в свой адрес и играть с ним после этого не будешь, а затем разворачивайся и уходи. (И увела его, а потом по дороге еще долго говорила и разжевывала ситуацию, что не надо было в принципе за ним ходить).

Руслан, конечно, расстроился, что все так вышло. Но я припомнила, что обещала ему вкусное после школы борьбы. Тем временем бабушка, которая всё-таки догадалась, что что-то пошло не так, уводила своего внука с площадки. Я сказала:
- Не расстраивайся. Сегодня ты получил урок. Не бегать за теми, кто не хочет с тобой играть. И не терпеть хамства. И, кстати, ты остался в выигрыше: мы с тобой уходим в магазин, и ты ешь вкусное, а Матвея увела домой бабушка и, я уверена, что у него сейчас неприятный разговор по поводу его поведения.

Как-то так.

Вкратце: дети - мудаки, когда мы сами - мудаки.
Не хочешь, чтобы твой сын был Бартом Симпсоном, не будь Гомером Симпсоном (с)

@темы: маленькие радости, их нравы

02:22 

имбирный кот
книжный червяк
Выпивали сегодня с Владиком и пересматривали Шерлока - серию про свадьбу, где они на мальчишник вдвоем идут. Они там еще в "Кто я?" играют.
- Они пьют, и мы пьем. - Говорю. - Они играют.... Давай тоже сыграем?

Сели играть. В первом же коне чуть оба не оказались Илонами Масками, в другом - чуть оба не стали Навальными. В последний момент я все время передумывала, потому что чуяла, что Владик думает о том же.

@темы: дядя Владя, я люблю играть

22:41 

Урсула Ле Гуин "Волшебник Земноморья"

имбирный кот
книжный червяк


Я помню: середина июля, я лежу прямо на полу, доски теплые от солнца, мне только что исполнилось 13, родители полдня на работе, а я лежу и читаю уже часа как три новенькую книжку, которую мне подарили утром. Это был увесистый том Урсулы Ле Гуин. В нем было четыре совершенно обалденных (и уж точно - запредельных в 13 лет) романа о волшебнике Земноморья. Я перечитывала их раз десять, если не больше. И только через пятнадцать лет, когда умерла Урсула, я полезла гуглить и обнаружила, что романов не четыре, а пять. ПЯТЬ! Плюс сборник новелл. И у меня только один вопрос: какого черта, как, как можно было издать цикл романов без одного, последнего, в котором история заканчивается? То-то мне всегда казалось, что обрывается как-то вот...

В общем, все это время я не писала про книжки, потому что я читала пять романов и сборник новелл. И вот что имею сказать.

Урсула Ле Гуин - одна из тех немногих женщин, которые по-настоящему хороши в традиционно мужском жанре: в фантастике. Когда заводят речь об Урсуле, всегда упоминают ее в связи с феминизмом. Но в фэнтези-цикле о волшебнике Земноморья (в настоящем, хорошем фентези-цикле, а не розовых соплях с андрогинными эльфами и Мэри Сью), мне всегда казалось, нет ничего такого, здесь даже главный герой - мужчина. И лишь через пятнадцать лет я поняла, что как минимум половина цикла - о женщинах, просто я не хотела, не могла этого видеть.

Чего стоит лишь построение мира, в котором волшебниками могут быть только мужчины, а женщины - лишь ведьмами, обладающими полудикими знаниями. Об этом очень много говорится, но Урсула говорит лучше меня, пересказывать не буду. Торговец, заключающий сделку с женщиной, прямо-таки обязан обратиться к живущему с ней в одном доме мужчине.

"...да и везде, где Гед жил подолгу, женщин в доме не было, так что ему доводилось делать и "женскую" работу, и он к этому относился спокойно. Было бы очень жаль, подумала она, если бы вдруг он стал относиться к такой работе иначе, испугался бы, что его достоинство повисло на конце посудного полотенца".

"На ходу она горько думала, сколько равнодушны мужчины к тем заботам, что правят жизнью любой женщины: к тому, например, что кто-то непременно должен быть неподалеку, если ребенок спит, что чья-то свобода непременно оборачивается чьей-то несвободой - ведь даже при ходьбе, чтобы сохранить равновесие, приходиться опираться на одну ногу, пока второй делаешь шаг вперед..."


Вот что мне удалось узнать по поводу первых четырех романов. Изначально четвертая история "Техану" была озаглавлена как последний роман о Земноморье, но даже мне, тринадцатилетней было понятно, что это еще не конец. И Урсула действительно вернулась. Через одиннадцать лет после создания "Техану" она вернулась к своему циклу о Земноморье, по-другому взглянула на него и написала новеллы. Причем, насколько я не фанат короткого жанра, новеллы хороши. Там действительно новый взгляд автора на все происходящее в выдуманном ей мире, и здесь ценно и авторское предисловие, и мысли, которые раньше были уложены между строк, а теперь выбрались на поверхность.

Что же касается шестой книги (пятая - сборник новелл) "На иных ветрах" - она одновременно и наиболее глубокая, взрослая, и наиболее сложная, запутанная, и даже немного скучная. Во всяком случае меня не отпускало желание уже отпустить Земноморье. Но все же она нужна, чтобы поставить точку.

@темы: кадзе - книгофил

Тени Яви

главная